Функции приставок в сочетании с глаголами движения. Функции приставок в сочетании с глаголами движения Слова с приставкой по глаголы

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на слова-распространители приставочных глаголов движения.

В- /ВО-/: движение субъекта или перемещение объекта внутрь каком-либо помещения или замкнутой территории, пересечение границы двух пространств;

1. Я открыл калитку и пошел во двор, за мной вбежала собака. 2. Рабочие внесли ящик» со двора на склад. 3. В полночь наша машина въехала в город. 4. Секретарша вошла к директору института. 5. Грузовик въехал на строительную площадку и остановился.

ВЫ- - движение изнутри /антонимично глаголам с приставкой В-/

- кратковременное отсутствие;

Отправление куда-либо /указывается время отравления, приводятся обстоятельства начала движения, иногда подчеркивается срочность/;

Неожиданное для субъекта движения прибытие в какое-либо место, появление его на открытом пространстве, движение к ориентиру.

1. Футболисты выбежала на поле из спортзала. 2. Снег на улицах убрали и вывезли за город. 3. Теплоход вышел из порта в открытое море. 4. Директор вышел, перезвоните, пожалуйста, через двадцать минут. 5. Я выходила с кафедры во время твоего доклада и не слышала последнюю его часть. 6. Мы выехали из Москвы в 11 утра н к трем часам были уже в Суздале. 7. Скорая помощь уже выехала, ждите! 8 Мы весь день бродили по старому городу, заблудились и к вечеру неожиданно вышли к гостинице. 9. Идите прямо по той улице и выйдите к метро. 10. Докладчик вышел на трибуну и начал свое выступление, 11. Ученик выпил к доске и начал решать задачу.

Задание 2. Придумайте реплики, соответствующие данным ситуациям, употребите глаголы движения с приставкой В- в нужной форме.

Образец: Опоздавший ученик без разрешения учителя занял свое место в классе. Что скажет ему учитель? - Почему ты вошел в класс без разрешения?

1. Звонят, вы открываете дверь и видите своих друзей. Как вы пригласите их в квартиру? 2. Ваша дочь готовится к экзаменам у себя в комнате. Что вы скажете ее младшему брату, который хочет открыть туда дверь? 3. Начался урок. С какой просьбой обратится к учителю опоздавший ученик? 4. Ваш муж забыл ключи от квартиры. Как он объяснит, почему он ждал вас около дома? 5. Какая реплика звучит в ответ на стук в дверь?

Задание 3. Выпишите из текста глаголы движения с приставкой ВЫ- с зависимыми словами. Используя выписанные словосочетания, перескажите текст, изменив время и вид глаголов.

Утром я выхожу во двор и начинаю делать зарядку. Еще рано, но во двор уже выбегают дети наших соседей. Младшие вывозят свои игрушечные автомобили. Старший сын выводит из гаража свой мотоцикл, садится на него и выезжает за ворота. Младшие братья выбегают к ним со своими игрушками. Я вхожу в дом. Навстречу мне выходит наша соседка. Она выносит ковер, чтобы почистить, его на улице. Дома я завтракаю и через полчаса выхожу на работу.

Задание 4. Задайте вопросы в следующих ситуациях, используйте глаголы с приставкой ВЫ-.

1.Вы в автобусе. Ваша остановка следующая. О чем вы спросите стоящих перед вами людей?

2.Вы очень торопитесь. О чем вы просите пассажиров, которые не спеша выходят из троллейбуса?

3.Вы едете в метро со своим другом. Дорогу знает ваш друг. Поинтересуйтесь, когда будет ваша остановка?

4.Вы плохо знаете ворогу ипопросили соседа в автобусе предупредить вас, когда будет ваша остановка. Как он это сделает?

5.В автобусе женщине уступают место, но она отказывается, так как ее остановка следующая. Как она скажет об этом?

Задание 5. Вставьте вместо точек глаголы ИДТИ- ХОДИТЬ, ЕХАТЬ-ЕЗДИТЬ и НЕСТИ-НОСИТЬ с приставками В- или ВЫ-; время и вид глагола определите по контексту.

1. Я слышала, как хлопнула дверь: кто-то... в подъезд.

2. Автоколонна... за черту города.

3. В нагонах поезда зажгли свет: поезд... в туннель.

4. Когда из комнаты... лишнюю мебель, стало просторнее.

5. Дверь в кабинет отца открылась, и в коридор... отец.

6. Павел открыл ключам дверь квартиры и мы... в небольшой, коридор.

7. Дети каждое лето... на дачу или в пионерские лагеря.

8. Мы купили билеты в кассе и... в фойе кинотеатра.

9. Вы... на следующей остановке?

Задание 6. Прочитайте предложения, обратите внимание, что глаголы движения с приставкой ВЫ- могут иметь значение начала движения или подчеркивать необходимость срочно отправиться куда-либо.

1. Мы выехали с рассветом.

2. Уже восемь, нам надо выходить, а то мы можем опоздать на занятия.

3. Получив телеграмму о болезни мамы, он срочно вылетел в Москву.

4. В среду начинаются соревнования, наша команда уже вылетела в Киев.

5. Машина скорой помощи немедленно выехала к месту происшествия.

6. Соня открыла телеграмму и прочитала: Выезжаю сегодня, встречай, мама.

7. По-моему, мы слитком рано вышли: до поезда еще два часа.

Задание 7. В следующих предложениях замените глагол отправляться подходящим по смыслу глаголом движения с приставкой ВЫ-.

1. Алло! Нина, это ты? Мы отправляемся через 5 минут, собирайся скорее и жди нас!

2. Во сколько вы завтра отправитесь издому, чтобы я мог встретиться с вами у метро?

3. Оля всегда отправляется из дома рано и на своей машине заезжает за подругой.

4. Вы отправляетесь в 7 часов? Так рано? Будете отправляться, позвоните мне!

5. Автобусы отправляются из гаража в 6 часов утра.

Задание 8. Выразите свое мнение в следующих ситуациях: /в репликах используйте следующие выражения: я думаю; вряд ли; боюсь, что...: сомневаюсь, чтобы.../

Образец: - Только что звонил Костя. Он выходит через 15 минут.

Выходит через 15 минут? Я думаю, что он не выйдет через 15 минут,

1.Вчера была телеграмма от отца. Его командировка заканчивается, он вылетает через два дна.

2.Утром звонил Петров. Он закончил дела в Киеве и вечерком выезжает домой.

3.Только что приходил руководитель нашей делегации. Мы выезжаем в Финляндию через три дня.

4.Сейчас звонил Юра. Он уже позавтракал и через пять минут выходит.

Задание 9. Прочитайте предложения. Обратите внимание на возможность употребления глагола движения с приставкой ВЫ- в значении прибыть куда-либо, оказаться где-либо .

1. Мы пошли по тропинке и скоро вышли к реке.

3. На сцену вышел конферансье и объявил следующий номер.

4. Приезжайте к шести часам, я выйду вас встречать.

5. Мы шли по узенькой улочке и вдруг вышли на широкую площадь.
6. На трибуну вышел новый докладчик, и через пять минут половина зала дремала, так монотонно и вяло он говорил.

Задание 10, Составьте предложения, употребив в них следующие словосочетания:

выйти к станции, выйти к доске, выйти на дорогу, выйти на первое место, выйти вперед, выйти на сиену, выйти на поляну, выбежать на порогу, выплыл, на середину реки.

Задание 11. Прочитайте диалоги, определите значение глаголов движения с приставкой ВЫ-.

Скажите, можно мне поговорить с деканом.
- С пеканом? Он вышел. Посидите немного.

Попросите, пожалуйста, Галину Николаевну.

Она вышла, позвоните через час,

Извини, где мне найти главного инженера?

Инженера Лазарева? Он здесь, но куда-то вышел.

Задание 12. Объясните разницу в употреблении приставок ВЫ- и У- с глаголами движения в следующих ситуациях.

1.- Можно мне видеть заведующую кафедрой?

Рабочий день кончился. Она ушла. -- Подождите, пожалуйста. Она вышла.
2.- Алло! Можно Ивана Ивановича?

Он ушел обедать. Позвоните позже. - Иван Иванович вышел. Что ему передать?
3.-А где же Катя?

Она плохо себя чувствует, ушла домой. - Она вышла, сейчас вернется.

Задание 13. Составьте диалоги в следующих ситуациях, используя глаголы движения с приставками ВЫ- и У-.

1.По телефону спрашивают вашу сестру. Она

а/ пошла за хлебом н скоро вернется
б/ поехала в институт и будет не скоро.

2.Посетитель хочет видеть вашего коллегу. Что вы ему ответит? если он

а) поехал в министерство

б)пошел в другую комнату.

3.В общежитии в вашу дверь постучали. Спрашивают вашу соседку /соседа/ по комнате. Что вы ответите, если она /oн /

а) на занятиях

б) пошла на кухню.

Задание 14. Замените выделенные словосочетания в следующих предложениях глаголами движения с приставками ВЫ- и В-.

1. Я открыл дверь домика и оказался в небольшой прихожей.

2. Ребята бегали с мячом во дворе, а сейчас они уже играют на улице.

3. Мы долю ниш по полю и неожиданно увидели перед собой речку.

4. Мы покинули зал и оказались в просторном холле.

5. Я прошла через ворота и оказалась назеленом зале стадиона.

6. Куда и ходил? Я решил подышать свежим воздухом.

7. Оратор поднялся на трибуну,

8. Артисты были уже на сцене, когда в главной ложе появились высокие гости.

Приставки при~, y-

ПРИ - достижение конечной цели движения, прибытие субъекта или доставка объекта в определенное место /синонимично - он здесь, он прибыл/

У - отсутствие субъекта или объекта в названном месте или удаление из этого места /синонимично - его здесь нет, он теперь в другом месте./

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на обстоятельственные распространители глаголов.

1. Отец дома? - Да, он уже пришел с работы. 2. В Киев поезд пришел к вечеру. 3. У нас гости. К нам примы брат из Еревана. 4. Завтра в Москве открывается чемпионат по футболу. Футболисты из Франции прилетели вчера, итальянцы прилетают сегодня. 5. Отец приехал из командировки и привез всем кучу подарков. 6. Сегодня придешь в институт? Принеси мне, пожалуйста, мою книгу, которую я тебе давала.

1. Прошло больше двух лет с тех пор, как я уехал из Киева. 2. Концерт кончился. Ушли артисты. Ушла и Дина. Ееувел все тот же худой и черный. 3. Брата нет лома, он ушел на работу, К сожалению, он унес с собой ту книгу, о которой ятебе говорила. 4. Птица была очень осторожна, она заметила движение в кустах и улетела. 5. Завтра я уезжаю во Владивосток.

Задание 2. используйте глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением вида глаголов.

Образец: - Вчера у тебя, по-моему, был с собой журнал "Русский язык за рубежом"?

Да, яприносил его, хотел показать одну статью

1. - Летом вМоскве бывает много туристов. - ... 2. - Кажется, Андрей Пыл вчера у вас? - ... 3. Директор был вчера вшколе недолго. - ... 4. К нам в школу часто приглашают выступать разных интересных людей: писателей, артистов, ученых. - ... ? 5. Уже половина десятого. Наверное, все студенты уже собрались в аудитории. - 6. Наши друзья уже, кажется, вернулись из поездки в Среднюю Азию. - ... У них, наверное, как всегда, есть интересные фотографии, книги, открытки. - ... 7. Откуда эти журналы? Кто-то был здесь пока меня не было? - ...? 8. Твои родители уже, наверное, скоро возвращаются из отпуска? Самолет на следующей неделе? - ....

Примечание : обратите внимание, что глаголы СВ в прошедшем времени сообщают, что субъект движения прибыл /или объект доставлен/ и находится в определенном месте или у указанного лица; глаголы НСВ могут:

- констатировать факт пребывания где-либо в прошлом,

- передавать повторяющееся действие,

- указывать на аннулированность результата действия,

- передавать настоящее действие.

! Глаголы НСВ с приставкой ПРИ- не могут передавать движение в его процессе.

Обратите внимание на употребление видов и изменение смысла высказывания в зависимости от вида глагола с приставкой У- : Когда я ушла, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я не позвонила и Когда я уходила, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я позвонила

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением видов глаголов.

Мы давно здесь живем. А ты, наверное, недавно... сюда?

Да, недавно. Я тоже теперь здесь живу. А раньше... сюда только на каникулы.

Когда они дошли до дома, Мария Михайловна сказана-

К нам завтра, посмотришь коллекцию камней моего сына. Он был геологом. Ты ведь тоже собираешься стать геологом?

Да, когда-нибудь стану,- серьезно ответил мальчик.

Весь следующий день Мария Михайловна думала о сыне: как он ходил в горы, как... домой камни и как она была недовольна беспорядком в доме. В этот день мальчик... ровно в шесть часов. Мария Михайловна... его в комнату сына. Камни лежали так, как оставил их сын.

А хотите я буду... камни, которых нет в вашей коллекции?

Это будет неплохо. - одобрила Мария Михайловна.

На следующий день он... кусок зеленого малахита.

Почему бы тебе не стать хранителем нашей коллекции. Все будет в твоем распоряжении, ты сможешь..., когда захочешь, а мне будет приятно, что в доме есть геолог.

Ну что же, - сказал он, но в горлечто-то сжалось. Он уже привык... сюда.

Я вам... одну вещь, - сказал он однажды и протянул Марии Михайловне большую раковину.

Действительно, необыкновенная!

Она из Карибского моря. Не... один моряк. Теперь она будет у вас.
/По В. Лидину/

Приставка ПО-

Задание 4. Прочитайте предложения, сравните употребление глаголов движения с приставками, объясните значение приставок.

1. Виктор сейчас вернется: он пошел в деканат узнать свое новое расписание. - Виктор почувствовал себя плохо и ушел домой. 2. Брата нет дома, он пошел в театр. – Брата нет дома, он ушел в театр. 3. после окончания института он поехал работать на Север. – После окончания института он уехал к себе на Север.

Примечание : в приведенных примерах глаголы с приставками ПО- и У- близки по значению. Однако, приставка У- употребляется при указании на удаление субъекта на большое расстояние, на долгое время, на отсутствие субъекта в данном месте. Приставка Пол- указывает лишь на отправление субъекта с указанием цели.

Задание 5. Постройте высказывания в следующих ситуациях /составьте возможные диалоги/, используя глаголы с приставкой ПО- или У-.

1. Вы не застали своего знакомого дома. Вам сказали, что он, видимо, в библиотеке, так как недавно туда отправился. 2. Друзья окончили педагогический институт. Им дали направления на работу в разные города. 3. Приехали ваши друзья. Они впервые в нашем городе. Вы решили показать им город и даже некоторые достопримечательности, поскольку у вас есть машина. 4. Вы прощаетесь с городом, который вам очень понравился. На память вы взяли с собой фотоснимки, открытки, книги. 5. У вас гости. Много незнакомых людей. Ваш маленький сын растерялся и спрятался у себя в детской. 6. Вы договорились встретиться с приятелем у метро. Но вы опоздали, и приятель вас не дождался. 7. Почтальон принес письмо вашему соседу, но сосед в командировке в другом городе.

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя глаголы движения с приставками ПО-, У-, ВЫ-, следите за употреблением вида глагола.

1. Почему Маши нет на уроке? /у нее разболелась голова/. 2. Куда это направился Сергей? /ему надо взять книги в библиотеке/. 3. Я звонил тебе днем, но тебя не было дома. Где ты был? /отсутствовал всего 20 минут, выходил купить хлеба к ужину/. 4. Пора садиться за стол. Где же Виктор? /разговаривает по телефону, сейчас вернется/. 5. Вы не знаете, где сейчас директор? /он на совещании в министерстве/. 6. Куда отправились студенты? /сегодня экскурсия в музей Л. Толстого/.

Задание 7. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу глагол движения с приставкой, следите за употреблением видов глагола.

прийти – войти

принести - внести

1. Сестра, … , пожалуйста, историю болезни больного. 2. осторожно … вещи в кабинет: пол уже окрашен. 3. … чемоданы в комнату, они у дверей в коридоре.

привести – ввести

1. Мать … сына в детсад. 2. Кого это вы … с собой? 3. В операционную … больного. 4. Я к вам … своего старого друга, познакомьтесь.

Задание 8. Поставьте нужные глаголы движения с приставками В-, ВЫ-, ПО-, У- или ПРИ-. Укажите, где могут быть варианты.

1. Вы были сегодня на улице? - Нет, я сегодня … 2. В субботу ко мне … гости и долго не … . Я поздно лег спать. 3. Я … из дома в 8 часов, а в 9 … на кафедру. 4. Товарища не оказалось дома, он … на кафедру. 5. Сережа сейчас вернется, он … позвонить. 6. Я не …, пока не дождусь директора. 7. Завтра в Мадриде начинаются международные соревнования. Сегодня наша команда … в Мадрид. 8. Собрание началось, на трибуну … докладчик. 9. Фильм был скучный, мы … с середины. 10. Чтобы успеть на занятия мне надо … из дома в 8 часов. 11. Наша машина мчалась по дороге. В друг на дорогу … заяц. 12. Девушка … на середину зала и начала читать стихи. 13. Летом мы обычно … в деревню, которая находится недалеко от Москвы. Мы … из Москвы утром, а к вечеру уже … на место. 14. Летчик … из кабины и спрыгнул на землю.

Приставки ПОД-, ОТ-

Сравните:

Я отвез дитя к бабушке.

Я привез его к бабушке.

Я увез его к бабушке.

  1. Приходи ко мне в гости. Я сегодня свободен, потому что я отвез ребенка к бабушке.
  2. – Ты снова в нашем городе? Рада тебя видеть. – Да, я привез дитя к бабушке и пробуду здесь несколько дней.
  3. Я увез сына к бабушке, потому что в нашей квартире начался ремонт.

Задание 9. Прочитайте предложения, объясните употребление видов глаголов.

1. Я подошел к киоску и купил мороженое. 2. Корабль подплывает все ближе к берегу, уже встречающие собрались на причале и с нетерпеньем ждут. 3. Кто это подходил к вам сейчас? - Да, один знакомый. 4. Внимание, поезд № 21 подходит к первому пути. 5. Подвезите нас до станции! - Садитесь, подвезу.

1. Я взял билет и отошел от кассы. 2. Течением лодку относит все дальше от берега. 3. Автобус отошел от остановки. 4. Я хочу отнести одежду в химчистку. 5. Утром я отвожу дочь в сад. 6. Отойдите, пожалуйста, в сторону вы мешаете!

Задание 10. Вставьте подходящие по смыслу глаголы с приставками ПОД-, ОТ-, У-.

1. Учитель … к карте и показал основные реки Европы. 2. Чтобы не мешать ученикам списывать с доски, учитель … к окну. 3. Каждый вечер после ужина я … к окну, открываю его и дышу свежим воздухом. 4. Боясь разбудить больного ребенка, мать с отцом … к двери и разговаривали шепотом. 5. Мне мешали разговоры товарищей, и я с книгой … в другую комнату. 6. Мальчик научился хорошо плавать и уже … от берега метров на 20. 7. Собака замахала хвостом и … ко мне. 8. Вчера наши гости … , и в квартире стало тихо.

Задание 11. Составьте предложения, исходя из следующих ситуаций:

1. Как вы скажете, что ваши друзья возвращаются, если вы видите их из окна вашего дома? Как вы скажете, что они уже близко?

2. Вы видите, что около дома остановилась какая-то машина. Как вы спросите, кто это прибыл?

3. Вы пришли навестить приятеля, из его комнаты слышны голоса. Как вы спросите, кто там?

4. Вы читаете, а ваш друг встал у окна и загораживает вам свет. О чем вы попросите его?

5. Ребята играют под вашими окнами и очень шумят, мешая вам. Что вы скажете им?

6. Вы хотите дать ребенку конфету. Он стоит в нескольких шагах от вас. Что вы скажете ему?

Задание 12. ответьте на вопросы, используя данную информацию, используя приставки ПОД-, ОТ-, У-, ПРИ-,

1.Я хочу купить газеты, впереди киоск. Что я сделаю?

2.Я иду по коридору института. Навстречу мне несут большой книжный шкаф. Что я сделал?

3.Я знаю, что подруга больна, ей скучно быть одной. Что я обычно делаю? Что я сделаю сегодня?

4.Я закончила курс обучения в институте в Москве, пора домой. Что я делаю?

5.Идти до города еще далеко. О чем я прошу шофера остановившейся машины7

Задание 13. Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, что глаголы НСВ в прошедшем времени могут означать:

В этом значении часто употребляются в разговорной речи.

1. Юноша, который подошел сейчас к кассе, ваш брат? Это ваш брат подходил к вам сейчас? Вы очень похожи.

2. Все здесь? А где же Катя? – Она отошла на минуту. Сейчас придет. – Катя, где ты была? – Я отходила позвонить (по делу).

3. смотрите, к Саше подошла какая-то девушка! – Саша, зачем к тебе подходила та девушка?

4. Скажите, сюда не подходила серая машина? – Подходила, постояла 10 минут и уехала.

Задание 14. Задайте вопросы по следующему образцу:

Зачем вы подходили к милиционеру?

Я подходил к нему, чтобы спросить как проехать к Театру Кукол.

1. Зачем вы подходили к табачному киоску?

2. Зачем студент подходил к лектору?

3. Зачем девушка подходит к афише?

4. Зачем эти женщины подходили к витрине магазина?

5. Зачем вы подходили к окну7

6. Зачем милиционер подходил к твоей машине?

Задание 15. Прочитайте предложения, вспомните, что обозначают приставки ПРИ- и ПОД-?

1. Вчера ко мне должен был прийти товарищ. Он пришел в 7 часов, и мы весь вечер смотрели футбол. 2. В коридоре ко мне подошел студент из моей (нашей) группы и спросил, где у нас будет следующее занятие. 3. Всякий раз, когда он приходил к нам, мы много и подолгу спорили. 4. Где бы я ни видел книжные лавки, я всегда подходил и начинал рыться в книгах. 5. Поезд подходит к Москве – услышали мы голос диктора. 6. Днем пришел врач. Он подошел к постели больного и начал его осматривать. 7. Мать первый раз привела детей в сад. - Подойдите ко мне, - сказала воспитательница. – Как вас зовут? 8. Не подходите близко к окну, здесь дует.

Задание 16. Ответьте на вопросы, используя глаголы ПОДОЙТИ или ПРИЙТИ.

1. Вы в вестибюле метро. Вы не знаете, как проехать до станции «Парк культуры». Что вы сделаете, увидев на стене метро схему? 2. Милиционер увидел, что человек переходит улицу на красный свет. Как он отреагировал? 3. Узнав, что друзья переехали на новую квартиру, вы решили навестить их. Как вы им скажете об этом по телефону? 4. Вы в театре. Во время антракта вы увидели в фойе знакомую. Вы обменялись с ней впечатлениями? 5. В музее вы любовались картиной, но на расстоянии вы не могли прочитать ни названия, ни имени художника. Что вы сделали? 6. Ваш друг обещал, что на днях зайдет к вам. Как вы уточните время встречи? 7. Спектакль начинается в 16:30. когда вы должны быть в театре, чтобы успеть зайти в буфет?. 8. Вы долго гуляли по городу и, наконец, увидели киоск «Мороженое». Что вы сделали?

Задание 17. Прочитайте выражения, обратите внимание, что переходные глаголы с приставкой ОТ- могут употребляться в значении 1. доставить на место /к цели/, 2. возвратить и предполагают отделение объекта от субъекта движения. В этом значении они антонимичны глаголам с приставкой ПРИ-.

1. Где сейчас ваша дочь? – Ее не, я отвела ее в садик. 2. Где сейчас ваш сын? – Он уже дома, муж только что привел его из кружка. 3. Вы не можете мне дать статью, которую читали вчера? – к сожалению, я уже отнесла ее в библиотеку.. 4. Вы уже получили свой багаж? – да, мы вчера привезли его с вокзала. 5. Что вы делали утром? - Я относила часы в ремонт. 6. У вас собой новый учебник? – да, я принесла его.

Задание 19. Ответьте на вопрос, используя глаголы движения с приставкой ОТ-.

Что нужно, если …

Задание 19. Прочитайте предложения, объясните разницу в значении глаголов движения с приставкой ОТ- и У-, ОТ- и ПРИ-.

Задание 20. вставьте нужные по смыслу глаголы движения с приставками ОТ-, У- или ПРИ-. Объясните случаи, где возможны варианты.

1. Вы хотите сделать ваше платье короче? … его в ателье. 2. Будьте добра, … отсюда свои вещи, они нам мешают. 3. Отец попросил сына … грязную посуду на кухню и … чистые тарелки. 4. А где же ваша собака? – Мы … ее к знакомым на время. 5. Надя, … собаку на кухню, дети ее боятся. 6. Откуда у вас эта ваза? - Муж … ее из Китая. 7. Кто … из ваших родителей в деревню? 8. Кто встретил вас, когда … родителей в деревню? 9. В магазин … свежий хлеб. 10. Здесь много лишних стульев, … их, пожалуйста, в другой кабинет. 11. Нина, …, пожалуйста, нового сотрудника к директору. Директор просил его …

Задание 21. Прочитайте рассказ, вставьте глаголы движения с приставками.

Вчера мы ужинали в ресторане. Мы заняли столик у окна и стали осматриваться. Через 10 минут … официант и … меню. Мы решили заказать закуски и горячее, а десерт закажем потом. Но официант не оставил нам меню, а … его с собой. Игорь сказал: Вы ждите, а я на минуточку … . Хочу … в гардероб мой портфель, а то он мне мешает. Когда он …, к нашему столику … какая-то девушка и спросила, не свободно ли это место. Мы ответили, что место занято, что наш друг … ненадолго и сейчас вернется. Она извинилась и … искать свободное место. Вскоре … Игорь и … с собой своего друга, он встретил его у входа и пригласил поужинать с нами. Теперь нам был нужен еще один стул, но свободных мест нет нигде! Наконец официант согласился принести стул из холла, а мы пообещали, что потом сами... его на место. И вот нам … салат, свежие овощи, холодные закуски и хлеб. Потом официант … пустые блюда и тарелки и … горячее. Все было очень вкусно. Мы так наелись, что даже не знали, сможем ли съесть еще и десерт. Но наш официант … целый столик на колесиках с разными тортами и пирожными. Конечно, мы не могли отказаться. Но вот официант … счет. Ну что ж, не так уж и дорого. У нас еще останутся деньги на такси. Уже поздно, пусть такси … нас домой или хотя бы на метро.

Приставка ДО-


Похожая информация.


Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.

Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз - - морфема со значением высокой степени качества (раз удалый , рас прекрасный ) или со значением разъединения (раз вести , рас тащить ).

Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.

Префикс

Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:

  • автор - со автор
  • носить - вы носить
  • вне - из вне

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:

  • делать - с делать
  • бледнеть - по бледнеть
  • слепнуть - о слепнуть

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со - , выражающая значение «совместимости», возможна в составе

  • - существительных:
  • со товарищ
  • со участник
  • - глаголов:
  • со существовать
  • со переживать
  • - прилагательных:
  • со звучный
  • со предельный

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у бежать , при бежать , по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать .

Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре отлично и прилагательное пре симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный , но приставка пре - придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:

  • частица - анти частица
  • раздел - под раздел
  • экспресс - супер экспресс

Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:

  • плут - архи плут
  • кубок - супер кубок

или указания временного характера:

  • язык - пра язык
  • память - пра память
  • история - пред ыстория
  • человек - до человек

Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: Анти демократИчный , прОтиво воздУшный , прОтиво пожАрный , сО нанимАтель , внутрИ клЕточный , Анти нейтралитЕт .

Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со - со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о ], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ ] или [а ]: со наниматель , со опекун , со руководители .

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:

  • в ходить - вы ходить
  • при ходить - у ходить
  • под ходить - от ходить
  • за петь , при открыть , под водный , на земный .

Приставка без - указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: без земельный , бес помощный , бес шумно , а приставка не - , присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за - указывает:

  1. на распространение действия дальше определённого предела: за летел за черту ;
  2. на доведение действия до крайней степени: за кормить , за хвалить ;
  3. на попутное действие: за йти к товарищу ;
  4. на начало действия: за петь , за плясать .

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в - , на - , за - , другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:

  • па - :
  • па водок
  • па сынок
  • па дчерица
  • пра - :
  • пра дед
  • пра бабушка
  • су - :
  • су мрак
  • су глинок

Приставки имён существительных

В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не - входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: не слух , не верье , не приязнь , частью существующих самостоятельно: не приятель , не друг , не погода , не счастье , не воля .

Приставка о - (об - ) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: об мылок , о курок , об мерок , об носки , об рывок , о пилки .

Приставка между - , не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: между речье , между рядье , между путье .

Приставка пере - называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: пере шеек , пере лесок , пере носица .

Приставка про - имеет значение близкое к приставке пере - и сходное с глагольной приставкой про - , обозначающей движение внутрь и насквозь: про жилка , про слойка , про стенок , про сёлок .

Приставка за - указывает положение по другую сторону предмета: за речье , за горье , за болотье , за мостье .

Приставка пред - указывает на положение впереди предмета: пред мостье , пред горье , пред плечье , пред грозье , пред зимье .

Приставка при - обозначает нахождение вблизи предмета: при морье , при город , при весок , при пёк .

Приставка под - обозначает нахождение ниже предмета: под бородок , под лесок , под оконник , под рамник , под ножие .

Приставка по - означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: по бережье , По волжье , По днепровье .

Приставка на - указывает на положение на поверхности предмета: на ушник , на плечник , на рукавник , на брюшник , на конечник , на горье .

Приставки имён прилагательных

Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования , другая группа - для образования .

Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

Так, приставка пре - (старославянского происхождения) близка по значению к очень , чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: пре забавный , пре милый , пре весёлый , пре усердный , пре хитрый , пре жирный , пре восходный , пре красный .

Приставка наи - , присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наи главнейший , наи кратчайший , наи добрейший .

Приставка раз - по значению аналогична приставке пре - , но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: раз весёлый , раз несчастный , раз любезный , раз ухабистый .

Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

Приставка без - указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: без рукий , без ногий , бес палый , без усый , без бородый , без зубый , без волосый .

Приставка не - в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: не смелый (робкий) - смелый , не большой (маленький) - большой , не редкий (частый), не хороший (плохой), не трудный (лёгкий).

Приставка а - (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без - , не - : а моральный , а логичный , а ритмичный , а симметричный . Приставка а - не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (а моральный - моральный ) в отдельных случаях отчётливо выделяется.

Сложная приставка небез - (небес - ), представляющая сочетание приставок не - и без - , выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небез вредный , небес полезный , небез ызвестный .

Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на - , над - , под - , при - , внутри - .

Приставка на - указывает на положение на поверхности: на стольный , на земный , на горный , на тельный , на грудный , на брюшный .

Приставка на д- указывает на положение выше предмета: над бровный , над земный , над ворный , над звездный , над гробный .

Приставка под - указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над - , иногда на - : под водный , под земный , под кожный , под горный .

Приставка при - обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: при морский , при речный , при дорожный , при усадебный .

Приставка вне - указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: вне европейский , вне служебный , вне школьный .

К приставкам, обозначающим время, относятся до - , пред - , по - , после - .

Приставка до - указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: до революционный , до военный .

Приставка пред - на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до - : пред революционный , пред октябрьский , пред военный , пред выборный .

Приставка по - непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до - : по реформенный , по смертный .

Приставка после - однозначна с по - и является продуктивной: после военный , после октябрьский , после операционный .

Приставка интер - (латинская), синонимична приставке между - : интер национальный , интер вокальный .

Приставка противо - указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противо военный , противо алкогольный .

Приставка анти - (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: анти фашистский , анти народный .

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: в нести в дом , под ложить под тарелку , ото йти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: в нести улучшения в конструкцию станка , ото йти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение , которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других - значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: вы бросить - бросить . Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся , рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким (без или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - про дать , быть - при быть , с быть , за быть . Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами , примерами их могут служить производные глаголы:

  • а). снять , поднять , принять ;
  • б). сказать , приказать , отказать , заказать ;
  • в). сложить , подложить , заложить , отложить ;
  • г). привыкать , отвыкать , свыкаться .

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять , занять , отнять ), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: в нести - вы нести , при ставить - от ставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.

Приставка в - (во - ) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в , бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - в ъехать в город , нести - в нести в столовую , клеить - в клеить страницу в книгу .

Приставка вы - имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы - выступает как антоним приставки в - - обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из , с : ехать - вы ехать из города , нести - вы нести из столовой , вы лить из бутылки , вы тащить из воды , вы грузить из машины .

Исходным значением приставки за - является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за : ехать - за ехать за дом , идти - за йти за гору .

Приставка из - только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из : гнать - из гнать из страны , из влекать из глаза .

Приставка от - выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - от ъехать от села , лететь - от лететь от аэродрома .

Приставка под - обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у ) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить - под ставить под машинку , ехать - под ъехать под мост .

Приставка у - имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от , из , с : у ехать с Кавказа , у йти из театра , у плыть от берега , у течь из ведра .

Приставка на - указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - на ехать на тумбу , на лететь на столб .

Приставка с - , с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : с ъехать с горы , с бросить с крыши .

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: со гнать с ковра , с махнуть пыль .

Сложная приставка недо - имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере - : недо работать (пере работать ), недо выполнить (пере выполнить ).

Сложная приставка обез - (обес - ) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обез людеть , обез оружить , обез главить , обес силеть , обес ценить .

Приставки наречий

Также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

Приставка по - и суффикс –и - образуют наречия: по -отцовски , по -братски , по -чешски , по -птичьи , по -лисьи .

Приставка по - и суффикс –ому - (-ему - ) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по -летнему , по -зимнему , по -богатому , по -новому .

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - на всегда , ныне - от ныне , завтра - после завтра .

В этой статье мы рассмотрим функции приставок в сочетании с глаголами движения. Глаголы движения сами по себе непростая тема, а большое количество приставок усложняет ее еще больше. Но всегда стоит помнить, что язык логичен, и все в нем имеет свой смысл. Если вы еще не выучили все пары глаголов движения и не практиковали их до автоматизма, то разбирать тему "приставки + глагол движения" лучше на одном-двух глаголах.

Итак, рассмотрим, как приставки меняют значение глаголов. В описании мы используем слово "объект". Это может быть что угодно, что как-то участвует в нашем движении или является его свидетелем: дом, гора, мост и так далее.

Приставка В -, ВО - означает:
движение внутрь объекта либо движение вверх (с определенными глаголами).

Ученик вошел в класс (глагол "идти")
Трактор въехал на гору (глагол "ехать")

Приставка ВЗ - (ВС -, ВЗО -) означает движение вверх.

Мы должны взойти на эту гору (глагол "идти")

Приставка ВЫ - означает:
движение изнутри объекта;
отсутствие (при условии, что вскоре субъект вернется обратно);
отправление (при условии, что мы знаем время отправления).

Ученик вышел из класса (глагол "идти")
Мужчина вышел покурить (глагол "идти")
Мы выезжаем через десять минут (глагол "ехать")

Приставка ПРИ - означает достижение цели.

Мы приехали на море (глагол "ехать")

Приставка ПРО - означает:
сквозное движение;
движение мимо чего-то;
количественный результат движения.

Чтобы попасть на рынок, нужно пройти два квартала (глагол "идти")
Не проходите мимо (глагол "идти")
За день мы прошли больше двадцати километров (глагол "идти)

Приставка ПЕРЕ - означает перемещение с одного места на другое. А также совершенное непродолжительное действие, описывающее движение.

Он перешел через мост (с одного берега на другой) (глагол "идти")

Приставка ПО - означает начало движения или намерение совершить движение в будущем.

Утром я проснусь и пойду на работу (глагол "идти")
Летом мы поедем на море (глагол "ехать")
Перед сном полезно походить на свежем воздухе (глагол "ходить")

Приставка У- означает удаление на довольно продолжительное время, надолго.
Мне надоела вечеринка и я ушел домой (глагол "идти")

Приставка ПОД - (ПОДО -) означает приближение (при условии, что преодолено маленькое расстояние)
Парень подошел к девушке и пригласил танцевать (глагол "идти")

Приставка ОТ - (ОТО -) означает удаление (при условии, что преодолено маленькое расстояние).
Когда начался дождь, мы отошли под дерево (глагол "идти")

Приставка ДО - означает движение до конкретного места.
Была сильная гроза, я кое-как дошел до дома (глагол "идти").

Приставка ЗА - означает:
движение, вследствие которого субъект оказывается за чем-то (позади чего-то);
движение с остановкой;
перемещение в какое-то место ненадолго.

Он зашел за угол и понял, что заблудился (глагол "идти")
По дороге домой я зашел в магазин и купил хлеб (глагол "идти")
Заходите к нам в гости (глагол "ходить")

Приставка О - (ОБ -, ОБО -) означает:
движение вокруг;
покрытие движением всего объекта;

Он обошел вокруг дома в поисках ключей (глагол "идти")
Во время прогулки мы обошли весь парк (глагол "идти")

Приставка С - (СО -) означает:
движение вниз. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ;
совершенное движение туда и обратно.

К вечеру мы сошли с холма (глагол "идти")
Я сходил в магазин за молоком (глагол "ходить")

Приставка РАЗ - (РАС -, РАЗО -) означает движение в разные стороны. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ.
Уже поздно, время расходиться по домам (глагол "ходить").

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: внести в дом, подложить под тарелку, отойти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: внести улучшения в конструкцию станка, отойти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение совершенного вида, которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

Приставки обычно имеют разветвленные значения, причем в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве; они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путем указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчетливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют чёткое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий (выбросить - бросить ). Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей ся- ; рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким падежом (без предлога или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре, где требуется, примеры и будут приводиться с управляемыми словами.

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава; они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - продать, быть - прибыть, сбыть, забыть и др. Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами; примерами их могут служить производные глаголы: а)снять, поднять, принять и др;. б) сказать, приказать, отказать, заказать и др.; в) сложить, подложить, заложить, отложить и др.; г) привыкать, отвыкать, свыкаться и др.

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и в них морфологический состав нередко затемнён; отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять, занять, отнять ); только в редких случаях приставки более или менее сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемненным значением приставок.

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: внести-вынести, приставить-отставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления. Приставка в- (во-) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в ; бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - въехать в город, нести - внести в столовую, вклеить страницу в книгу и др.

Приставка вы- имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу»; в этих случаях вы- выступает как антоним приставки в-; обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из, с ; ехать - выехать из города; нести - вынести из столовой, вылить из бутылки, вытащить из воды, выгрузить из машины и др.

Исходным значением приставки за- является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет; в этих случаях глагол управляет винительным в предлогом за : ехать - заехать за дом, идти - зайти за гору и др.

Приставка из- только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из: гнать - изгнать из страны, извлекать из глаза и др.

Приставка от- выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - отъехать от села, лететь - отлететь от аэродрома и др.

Приставка под- обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у непереходных глаголов) под предмет; в этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под : ставить - подставить под машинку, ехать -подъехать под мост и др.

Приставка у- имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия.

Удаление чётко выражается у глаголов движения; исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от, из, с : уехать с Кавказа, уйти из театра, отплыть от берега, утечь из ведра и др.

Приставка на- указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь с его поверхностью; в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - наехать на тумбу, налететь на столб и др.

Приставка с-, с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно четко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : съехать с горы, сбросить с крыши и др.

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: согнать с ковра, смахнуть пыль и др.

Сложная приставка недо- имеет значение неполноты действия, она противополагается приставке пере-: недоработать (переработать), недовыполнить (перевыполнить) и др.

Сложная приставка обез- (обес--) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обезлюдеть, обезоружить, обезглавить; обессилеть, обесценить и др.

Мы назвали лишь некоторые приставки, употребляемые с глаголами, их гораздо больше.

Приставки наречий

Словообразование наречий также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

Приставка по - и суффикс -и образуют наречия: по-отцовски, по-братски, по-чешски, по-птичьи, по-лисьи и др.

Приставка по- и суффикс -ому (-ему) образуют наречия от относительных и (реже) качественных прилагательных и местоимений: по-летнему, по-зимнему, по-богатому, по-новому и др.

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - навсегда, ныне - отныне, завтра - послезавтра и др.

gastroguru © 2017